Представьте: сотрудники прошли курс прошли, обратная связь положительная, показатель NPS - 10. А бизнес приходит и говорит: больше никаких этих ваших курсов, мои только время теряют, а эффекта ноль.
Такое происходит, мы гонимся создать курса ради того, чтобы создать курс, и было красивенько. А про полезность и прикладное значение забываем. Вот 7 причин, которые могут сделать даже самый дорогий и красивый курс не таким эффективным, как хотелось быть.
Не четко сформулирована цель обучения
Если вы не можете ответить на вопрос «Что человек должен делать по-другому после курса», то курс бессмысленный. Формулировки вроде «иметь знания по теме», «повысить уровень знаний», «знать, как эффективно работать»— не цель, а благие намерения. Фокус размыт и в результате мы не будем знать, как можно оценить эффективность обучения.
Например, курс «Основы коммуникации» не меняет поведение, если в нём нет конкретных задач: «уметь дать обратную связь по модели SBI», «вести 1:1 встречи по структуре».
Например, курс «Основы коммуникации» не меняет поведение, если в нём нет конкретных задач: «уметь дать обратную связь по модели SBI», «вести 1:1 встречи по структуре».
Всё сразу
Некоторые курсы пытаются охватить весь мир: 10 тем, 50 терминов, 2 часа экранного времени, и всё это в одном скорме. Итог — перегруз, забывчивость и ноль внедрения.
Если ученик прошел курс и не смог назвать ключевую мысль курса - то скорее всего в нем был перегруз информации.
Если курс объемный, то лучше разделить его на содержательные части. Тогда ученик сможет постепенно пройти все темы, и разложит по полочкам все ценные мысли, которые эксперты хотели до них довести.
Если ученик прошел курс и не смог назвать ключевую мысль курса - то скорее всего в нем был перегруз информации.
Если курс объемный, то лучше разделить его на содержательные части. Тогда ученик сможет постепенно пройти все темы, и разложит по полочкам все ценные мысли, которые эксперты хотели до них довести.
Курс не связан с реальной работой
Если в курсе нет отсылок к ежедневным задачам - то это может также быть причиной неэффективности курса. Теория без приземления — это лекция, а не обучение. Ученик посмотрит курс, ознакомиться с красивыми слайдами, понажимает на красочные кнопки, в лучшем случае запишет себе пару методик или концепций. Но всё это останется «где-то там», если не будет связки с реальной жизнью или работой сотрудника. Запал от обучения забудется, а работа будет выполняться как раньше.
Мало интерактива и обратной связи
Даже самый красивый текст быстро утомляет. А если ещё и в формате «читайте и жмите Далее» — курс превращается в презентацию. Пользователь становится пассивным зрителем.
Но не воспринимайте это как призыв добавлять больше анимации или картинок «ради красоты». С учеником нужно взаимодействовать, ведь он будет применять знания только когда пройдет свой опыт. А в онлайн курсе, где ученик сидит один-на один с компьютером, не имея возможности, задать вопросы или получить живую обратную связь интерактивы необходимы. Вопросы, симуляции, выбор действия дают возможность размышлять, и рефлексировать. Это некое усилие со стороны ученика, во время которого и происходит обучение.
Но не воспринимайте это как призыв добавлять больше анимации или картинок «ради красоты». С учеником нужно взаимодействовать, ведь он будет применять знания только когда пройдет свой опыт. А в онлайн курсе, где ученик сидит один-на один с компьютером, не имея возможности, задать вопросы или получить живую обратную связь интерактивы необходимы. Вопросы, симуляции, выбор действия дают возможность размышлять, и рефлексировать. Это некое усилие со стороны ученика, во время которого и происходит обучение.
Нет закрепления знаний
Даже если материал понятный, без тренировки навык не появится. Нет заданий, тестов, обсуждений — нет эффекта.
Объем нашей оперативной памяти крайне ограничен. Наша кратковременная память может хранить новую информацию до 30 секунд. Поэтому, чтобы разгрузить ученика, ему нужно куда-то деть эти знания, что-то с ними поделать. Поэтому нужно дать ученику потренироваться, чтобы закрепить знания, которые он получил.
Объем нашей оперативной памяти крайне ограничен. Наша кратковременная память может хранить новую информацию до 30 секунд. Поэтому, чтобы разгрузить ученика, ему нужно куда-то деть эти знания, что-то с ними поделать. Поэтому нужно дать ученику потренироваться, чтобы закрепить знания, которые он получил.
Курс не адаптирован под целевую аудиторию
Даже если вы определили целевую аудиторию - например, сотрудники отдела продаж - важно определить еще и уровень подготовки (уже имеющихся знаний) у вашей целевой аудитории. Один и тот же курс для новичков и опытных специалистов, линейных сотрудников и руководителей — это путь к размытию пользы. Для опытных сотрудников курс будет легким, давно известным и очевидным, для начинающих сложным, непонятным и перегруженным - и в том, и в другом случае бесполезно и с потерей времени. Важно учитывать уровень знаний целевой аудитории. Если обращаетесь к опытным сотрудникам - можно позволить себе профессиональные термины и сложные схемы, если это новички - лучше воздержаться от ухода в детали «просто ради информации».
Нет поддержки после курса
Сотрудник прошёл курс — и всё. Никаких напоминаний, чек-листов, обсуждений с руководителем. Навык не закрепился — курс ушёл в стол. Хорошо сопровождать ученика и после прохождения курса. Если наличие куратора не предполагается - дайте практичные инструменты, которые помогут сотрудникам в применении знаний в дальнейшем.
Эффективное обучение — это мост между теорией и ежедневной практикой сотрудника. Если этот мост не построен (через четкие цели, фокус, контекст и закрепление), самые передовые знания останутся на стороне учебной платформы, не дойдя до рабочего процесса.
Перестаньте измерять успех только отзывами и NPS. Начните измерять его по изменениям в работе. Сфокусируйтесь не на том, понравился ли курс, а на том, что он изменил. Именно в этом заключается настоящая ценность L&D для бизнеса.
Чек-лист для проверки своего курса:
- Цель обучения: сформулирована в формате поведения — что должен уметь, делать, говорить участник.
- Фокус: исключено лишнее. Если информации много, курс разделен на части.
- Контекст: добавлены реальные ситуации, узнаваемые роли и типичные задачи.
- Интерактив: у человека есть возможность повлиять на ход курса — выбрать ответ, пройти симуляцию, прокомментировать кейс.
- Закрепление: включены тесты, практикумы, задания.
- Адаптация под аудиторию: учтен уровень подготовки сотрудников.
- Поддержка: даны инструменты после курса — чек-листы, гайды, рекомендации.