Новости и полезные статьи

7 причин почему ваше обучение неэффективно

2025-10-21 15:33
Представьте: сотрудники прошли курс прошли, обратная связь положительная, показатель NPS - 10. А бизнес приходит и говорит: больше никаких этих ваших курсов, мои только время теряют, а эффекта ноль.
Такое происходит, мы гонимся создать курса ради того, чтобы создать курс, и было красивенько. А про полезность и прикладное значение забываем. Вот 7 причин, которые могут сделать даже самый дорогий и красивый курс не таким эффективным, как хотелось быть.

Не четко сформулирована цель обучения

Если вы не можете ответить на вопрос «Что человек должен делать по-другому после курса», то курс бессмысленный. Формулировки вроде «иметь знания по теме», «повысить уровень знаний», «знать, как эффективно работать»— не цель, а благие намерения. Фокус размыт и в результате мы не будем знать, как можно оценить эффективность обучения.

Например, курс «Основы коммуникации» не меняет поведение, если в нём нет конкретных задач: «уметь дать обратную связь по модели SBI», «вести 1:1 встречи по структуре».

Всё сразу

Некоторые курсы пытаются охватить весь мир: 10 тем, 50 терминов, 2 часа экранного времени, и всё это в одном скорме. Итог — перегруз, забывчивость и ноль внедрения.

Если ученик прошел курс и не смог назвать ключевую мысль курса - то скорее всего в нем был перегруз информации.

Если курс объемный, то лучше разделить его на содержательные части. Тогда ученик сможет постепенно пройти все темы, и разложит по полочкам все ценные мысли, которые эксперты хотели до них довести.

Курс не связан с реальной работой

Если в курсе нет отсылок к ежедневным задачам - то это может также быть причиной неэффективности курса. Теория без приземления — это лекция, а не обучение. Ученик посмотрит курс, ознакомиться с красивыми слайдами, понажимает на красочные кнопки, в лучшем случае запишет себе пару методик или концепций. Но всё это останется «где-то там», если не будет связки с реальной жизнью или работой сотрудника. Запал от обучения забудется, а работа будет выполняться как раньше.

Мало интерактива и обратной связи

Даже самый красивый текст быстро утомляет. А если ещё и в формате «читайте и жмите Далее» — курс превращается в презентацию. Пользователь становится пассивным зрителем.

Но не воспринимайте это как призыв добавлять больше анимации или картинок «ради красоты». С учеником нужно взаимодействовать, ведь он будет применять знания только когда пройдет свой опыт. А в онлайн курсе, где ученик сидит один-на один с компьютером, не имея возможности, задать вопросы или получить живую обратную связь интерактивы необходимы. Вопросы, симуляции, выбор действия дают возможность размышлять, и рефлексировать. Это некое усилие со стороны ученика, во время которого и происходит обучение.

Нет закрепления знаний

Даже если материал понятный, без тренировки навык не появится. Нет заданий, тестов, обсуждений — нет эффекта.

Объем нашей оперативной памяти крайне ограничен. Наша кратковременная память может хранить новую информацию до 30 секунд. Поэтому, чтобы разгрузить ученика, ему нужно куда-то деть эти знания, что-то с ними поделать. Поэтому нужно дать ученику потренироваться, чтобы закрепить знания, которые он получил.

Курс не адаптирован под целевую аудиторию

Даже если вы определили целевую аудиторию - например, сотрудники отдела продаж - важно определить еще и уровень подготовки (уже имеющихся знаний) у вашей целевой аудитории. Один и тот же курс для новичков и опытных специалистов, линейных сотрудников и руководителей — это путь к размытию пользы. Для опытных сотрудников курс будет легким, давно известным и очевидным, для начинающих сложным, непонятным и перегруженным - и в том, и в другом случае бесполезно и с потерей времени. Важно учитывать уровень знаний целевой аудитории. Если обращаетесь к опытным сотрудникам - можно позволить себе профессиональные термины и сложные схемы, если это новички - лучше воздержаться от ухода в детали «просто ради информации».

Нет поддержки после курса

Сотрудник прошёл курс — и всё. Никаких напоминаний, чек-листов, обсуждений с руководителем. Навык не закрепился — курс ушёл в стол. Хорошо сопровождать ученика и после прохождения курса. Если наличие куратора не предполагается - дайте практичные инструменты, которые помогут сотрудникам в применении знаний в дальнейшем.
Эффективное обучение — это мост между теорией и ежедневной практикой сотрудника. Если этот мост не построен (через четкие цели, фокус, контекст и закрепление), самые передовые знания останутся на стороне учебной платформы, не дойдя до рабочего процесса.

Перестаньте измерять успех только отзывами и NPS. Начните измерять его по изменениям в работе. Сфокусируйтесь не на том, понравился ли курс, а на том, что он изменил. Именно в этом заключается настоящая ценность L&D для бизнеса.
Чек-лист для проверки своего курса:

  1. Цель обучения: сформулирована в формате поведения — что должен уметь, делать, говорить участник.
  2. Фокус: исключено лишнее. Если информации много, курс разделен на части.
  3. Контекст: добавлены реальные ситуации, узнаваемые роли и типичные задачи.
  4. Интерактив: у человека есть возможность повлиять на ход курса — выбрать ответ, пройти симуляцию, прокомментировать кейс.
  5. Закрепление: включены тесты, практикумы, задания.
  6. Адаптация под аудиторию: учтен уровень подготовки сотрудников.
  7. Поддержка: даны инструменты после курса — чек-листы, гайды, рекомендации.